ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Основным законодательным актом, регулирующим трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения на федеральном уровне, является Трудовой кодекс Российской Федерации. Трудовой кодекс является кодифицированным федеральным законом. Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ. Таким образом, Трудовой кодекс занимает особое, приоритетное положение в системе федерального трудового законодательства.

<При этом следует помнить, что трудовое законодательство, в том числе и Трудовой кодекс Российской Федерации, может применяться лишь в той части, в которой оно соответствует Конституции Российской Федерации. Это следует как из текста Конституции РФ, так и из текста самого Трудового кодекса РФ. Также Трудовым кодексом РФ установлено (статья 5), что регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, а Конституция РФ закрепляет положение, соглавно которому федеральные законы (в том числе и Трудвовй кодекс РФ) не могут противоречить федеральным конституционным законам. Кроме того, и Конституция РФ, и сам Трудовой кодекс РФ устанавливают приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации над российским трудовым законодательством.

Кроме того, следует иметь в виду, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", следуя соответствующим положениям Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", отказался от приоритета Трудового кодекса РФ при регулировании служебных отношений государственных и муниципальных гражданских служащих, к которым трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, применяются субсидиарно.

К законодательным актам федерального уровня, содержащим нормы трудового права, относятся следующие:

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, профессиональные союзы выступают стороной в отношениях социального партнерства в сфере труда в качестве представителей работников.

Сторонами социального партнерства, согласно статье 25 Трудового кодекса РФ, являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Представителями работников, как упоминалось выше, являются профессиональные союзы, а также их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора (о коллективных договорах см. раздел меню Нормативное регулирование в области труда и занятости), а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений (о соглашениях см. раздел меню Нормативное регулирование в области труда и занятости), разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Федеральным законом "Об объединениях работодателей". Данный закон не направлен на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, он определяет правовое положение одной из сторон социального партнерства в сфере труда - объединений работодателей - некоммерческих организаций, объединяющих на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно статье 35 Трудового кодекса РФ, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и содержит статьи, предусматривающие гарантии трудовой занятости и обеспечения условий труда инвалидов.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.1992 № 2490-1 и Федеральные законы "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23.11.1995 № 175-ФЗ и "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.1999 № 181‑ФЗ с 1 февраля 2002 года, т.е. с даты введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001, применялись в части, не противоречащей ему (статья 423 Трудового кодекса РФ), и утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившего в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 03.07.2006, в "Российской газете" - 07.07.2006). В настоящее время отношения, регулировавшиеся указанными утратившими силу законодательными актами, регулируются Трудовым кодексом РФ.

Административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена соответственно статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

© Кадровое агентство StaffExpert   

Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100